ул. Романенко, 1, тел: (3513) 55-09-02

Тел: +7 951 454 09 89

Наша группа Вконтакте

Программа развития:

1 год
ГлавнаяНаши предложенияМонтессори
О педагогике
0-3 года
3-6 лет
Полезные статьи

Педагогическая система Марии Монтессори

Сегодня в мире практикуется огромное количество разнообразных воспитательных систем. Все они ориентированы на то, чтобы вырастить из ребенка гармоничную и развитую личность, но каждая идет к этой цели своей дорогой. 

Рождение системы Монтессори

В педагогику итальянский врач Мария Монтессори пришла, познакомившись с трудами французкого врача и педагога Эдуарда Сегена. Он предположил, что дети с особенностями в развитии отличаются от "нормальных" только тем, что лишены естественной инициативности, которая может быть им возвращена с помощью специального стимульного материала. Эту идею, да и сами стимульные материалы, Мария Монтессори и положила в основу работы с детьми, которых в ее время, не дифференцируя диагноз, называли идиотами. Результаты превзошли все ожидания: через два года считающиеся безнадежными дети не только научились читать и писать, но и выиграли школьную олимпиаду в Риме, где участвовали и так называемые "нормальные" дети. 
Успех воодушевил Монтессори, и она решила серьезно заняться педагогикой. Будучи врачом, она исходила из понятных ей биологических аналогий: пребывая в утробе матери, ребенок находится в безопасности и получает все необходимое для своего развития; в момент же рождения он испытывает серьезный стресс, который может негативно отразиться на его личности. После рождения количество таких негативных воздействий возрастает. Значит, надо обезопасить малыша от них и занять его деятельностью, развивающей его природных способности. Для этого Монтессори предложила создать специальную среду, отличную как от домашней, так и от казенной обстановки традиционного класса. Появившись 100 лет назад, система Монтессори, ориентированная на развитие детей, совершенствовалась и завоевывала мир. Сегодня под эгидой созданной Марией Монтессори Международной ассоциации (AMI) существует сеть курсов, которая готовит педагогов для работы с детьми от 0 до 3, от 3 до 6, и от 6 до 12 лет. Каждый возраст требует подготовки своей особой среды, и помещать ребенка одного возраста в среду для детей другой возрастной категории просто опасно. Педагог же, берущийся за работу с детьми от 0 до 3 лет по системе Монтессори, должен не просто знать об особенностях этого возраста, но и иметь специальную подготовку. Тем не менее сама Мария Монтессори считала, что идеальным местом для ребенка до трех лет является родительский дом. 

Дети в стране великанов

До Монтессори никто всерьез не задумывался о том, что малышу неудобно жить в мире, где все сделано для взрослых и где он чувствует себя как Гулливер, попавший в страну великанов. Такой взрослый мир кажется ребенку хаосом, где все зависит от воли великана-взрослого, порой несправедливого и даже жестокого, не готового заплатить самую ничтожную цену за исследование ребенком окружающего мира. Так, стакан, разбитый ребенком, может вызвать у взрослого гнев и послужить для ребенка знаком, что он не имеет права на ошибку. 
Монтессори со страниц своих трудов пыталась донести до всех, что дети - не куклы в руках родителей и педагогов, что у них есть свои интересы и потребности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Она сделала вывод, который актуален и по сей день: "Чтобы воспитывать ребенка, - надо его знать, чтобы его знать, - надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, - надо дать ему свободу". И действительно, наблюдать за ребенком, насильно усаженным за парту, бессмысленно - что-либо, кроме быстрой потери интереса ко всему происходящему, вы вряд ли увидите. Но когда ребенок занят важной и интересной для него деятельностью, можно без труда заметить, как проявляется его личность. Наблюдение за многими детьми (но не за детским коллективом) позволяет вывести закономерности в развитии детей. 
Так постепенно в ходе экспериментов с дидактическим материалом и наблюдений за детьми и сформировалось то, что сегодня принято называть методом Монтессори. Коротко Мария Монтессори назовет его "помощью жизни". В этом смысле ее метод не имеет никакого отношения к многочисленным технологиям раннего развития, потому что развитие имеет свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который опасно форсировать. Другое дело, что темп у каждого ребенка свой, и задача педагога состоит в том, чтобы устранить препятствия на пути естественного развития малыша. В современном понимании эта задача не отличается от задачи воспитания, под которым понимают целенаправленное создание условий для развития человека. 
Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь воспитания, который коротко можно передать одной емкой фразой: "Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде". 

Сочетание дисциплины и свободы

Свобода достаточно часто понимается как вседозволенность, разгул и анархия - ничем и никем не ограниченная воля. Уже в первой своей книге Монтессори пояснила, что ее понимание свободы не имеет никакого отношения к свободе социальной. Прежде всего ее интересует независимость ребенка от воли взрослого. Человек независим, когда он умеет обслуживать себя сам, когда он может освоить новое с минимальной посторонней помощью. 
Тех, кто впервые попадает в группы Монтессори, удивляет, что дети в них свободно перемещаются по классу, берут с полок любые предметы, но при этом никто не бегает и не кричит. Дети сосредоточенно работают и без напоминания взрослых ставят взятый материал именно туда, откуда его взяли. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы - прямое следствие независимости, которой ребенок в детских садах Монтессори проникается в первые же месяцы после прихода в группу. 
Такая свобода действий позволяет ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребенка. Более того, специально подготовленная среда поощряет деятельность детей, стимулируя их осознанный выбор того или иного действия. По мнению Марии Монтессори, в результате свободной деятельности ребенок сам строит себя как личность. 
Вместе с тем, у Монтессори свобода - не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного, ответственного решения. Малыш воспринимается как личность, имеющая право на собственное мнение. Конечно, с таким ребенком труднее. Он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснить каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым. Вместе с тем с таким ребенком проще: он уважает не только себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он способен не только поражать взрослых открытиями, но и сотрудничать с ними. 
Только сотрудничество это происходит не так, как хочет сильная сторона - взрослый, а так, как договорились взрослый и ребенок, приняв общие правила взаимодействия. 

Правила взаимоудобной жизни

Очень часто такие правила вывешиваются при входе в группу. Обычно они воспринимаются как методический прием, легко переносимый в любое дошкольное учреждение. Эти правила - для всех кто приходит в группу: детей, родителей, посетителей, а главное - для воспитателей. 
Правила в группе Монтессори не предусматривают ни наказаний, ни наград, потому что Мария Монтессори считала (и сегодня ее позиция подтверждена многими детскими психологами), что ни то, ни другое неприемлемо в отношении маленького ребенка. Его нельзя наказывать, но и награда лишь порождает дух соревнования и может пробудить зависть, поскольку, когда один выигрывает, все остальные проигрывают. В педагогике Монтессори принято не хвалить, а поддерживать и одобрять то, что сегодня у конкретного ребенка получилось лучше, чем вчера или два часа назад. 
Сама идея выработки определенных правил, делающих жизнь в группе удобной для всех, родилась из открытия Марией Монтессори сензитивных периодов. Оказалось, что в эти периоды ребенок без серьезных усилий способен учиться определенным вещам. Эти отрезки в жизни ребенка коротки и уходят безвозвратно. В один из них - период порядка, ребенок крайне негативно реагирует на резкие изменения в привычном окружении и стремится найти индивидуальные правила организации своего окружения. Стремление к упорядочению среды и отношений и лежит в основе вырабатываемых совместно учителем и детьми правил. Они отражают те реальные проблемы, которые возникают при выстраивании взаимоотношений в группе. 
Вот, например, как естественно рождается в группе правило говорить тихо. После выходных дней учитель предлагает всем детям одновременно рассказать о том, кто как отдыхал. Дети наперебой говорят. Потом учитель просит всех замолчать, и спрашивает кого-нибудь из малышей, может ли он повторить чей-нибудь рассказ. Выясняется, что никто никого не слышал. Так дети сами понимают неудобство такого общения и вместе со взрослым находят удобный вариант взаимодействия. Например: "Если я хочу что-то сказать, я поднимаю руку" - или: "Если мы хотим друг друга услышать, то говорим по одному". И так далее. 
Учитель все время терпеливо напоминает о правилах и подчеркивает свое уважение к ним и готовность им подчиняться. Каждое правило, регламентирующее жизнь группы, - это маленький шедевр педагогического и литературного мастерства. Ведь оно должно быть выражено в понятной и позитивной форме. Каждое из правил подчеркивает один из аспектов общей жизни, но предписаний не может быть бесконечно много, так как дети просто не в состоянии будут их запомнить. И даже если какое-то положение никак не может органично войти в общую жизнь, - это не повод от него отказаться. Можно поискать другой ракурс, найти другую формулировку для того, чтобы решить возникшую проблему. 
Со временем правила так органично входят в жизнь группы, что старшие дети обучают им вновь пришедших. Часто в группе Монтессори можно услышать от ребенка: "У нас так делать не принято. Давай я тебе покажу (расскажу), как надо". Дети, как известно, с большей охотой учатся друг у друга. 
Таким образом, предлагая некоторые рамки, разумные ограничения Мария Монтессори расходится не только со сторонниками свободной педагогики, но и со сторонниками строгой дисциплины. Вместе с тем дети в ее группах в процессе познания мира с видимым удовольствием работают с дидактическим материалом, всегда активны и любознательны. Детей в группах Монтессори ненамного меньше, чем в традиционных. Хотя то, что группы разновозрастные, позволяет на законном основании уменьшать их численность. Но не по этой причине группы формируются из детей разного возраста. Младшие дети получают в лице старших своеобразных наставников, пример для подражания и ориентир для роста. Польза для старших не меньше: - они сами с удовольствием выступают в роли учителей, и в этой роли могут не только укрепить собственные знания, но и почувствовать ответственность за другого человека. 

Работа как игра

Термин "работа" в отношении детей вызывает множество споров. Сама же Мария Монтессори постоянно подчеркивала, что в работе взрослого и ребенка есть существенное и глубокое различие. Малыш во время занятий не преследует внешних целей - эти цели, как правило, ставят перед ним взрослые. Например, рисующий ребенок не ставит перед собой цели создать шедевр. Он тренирует свою руку, выражает свои эмоции. Завершая упражнение с каким-либо материалом, ребенок радуется не тому, что он сделал что-то неповторимое, а тому, что у него, например, лучше получилось то, что не получалось или плохо получалось вчера. Его работа как деятельность, направлена на построение собственной личности, то есть на внутренние цели, и в этом смысле она может быть названа игрой. 
С другой стороны, у каждого материала Монтессори есть вполне определенная дидактическая задача, и, прежде чем дать ребенку работать с ним, взрослый должен донести эту задачу до малыша, то есть провести короткий урок. Монтессори исходит из того, что правильно и с пользой можно использовать только те предметы, о назначении которых ты знаешь. У Марка Твена нищий двойник короля был разоблачен, когда признался, что колол орехи Королевской печатью. Он не подозревал, для чего нужна эта круглая тяжелая штука. Так же и дети, чтобы понять окружающий их мир, должны понять свойства окружающих их предметов. 
Взрослый, видя пробудившийся у ребенка интерес к тем или иным материалам, показывает, как с ними взаимодействовать. Это одна из его задач. Другая, но не менее важная, задача - показать так, чтобы ребенок захотел работать с материалом самостоятельно. У нормального ребенка есть желание исследовать мир, есть поле, которое он хочет исследовать, названное российским психологом Л.С. Выгодским зоной ближайшего развития. Войти в эту новую для себя зону малыш пока не может без помощи взрослого. Вот для этого и нужен короткий урок, толчок к самостоятельному исследованию, к деятельности, которая строит психику малыша. 
Здесь Монтессори расходится с некоторыми представителями советской психологии, предположившими, что ребенка можно сформировать так, как это необходимо. Необходимо кому? Есть ли у ребенка внутренние силы, которые позволят ему выдержать ту нагрузку, которую предлагают ему сторонники такого подхода? К чему в долгосрочной перспективе приведут попытки форсировать развитие? 

Тем не менее родители нетерпеливы. Они прочитали, что ребенок в Монтессори-группе учится читать к пяти годам. Это действительно случается, но ребенок никому ничего не должен. Мы можем подготовить условия для его развития, мы можем вовремя показать ему необходимый материал, руководствуясь своим знанием природы малыша и проявленным им интересом, но нельзя дать гарантию, что "взрыв письма" или "взрыв чтения" обязательно произойдет в назначенный нами день. Каждый ребенок идет в индивидуальном темпе, и от слишком многих обстоятельств зависит, когда он придет к цели, но придет он к ней сам и тогда, когда будет готов. Чаще всего это получается у него раньше и качественнее, чем у сверстников из обычных групп. В группах Монтессори ребенок учится не столько получать знания, умения и навыки, сколько обретает себя через познавательную деятельность. 

Развивающая среда

Идея развивающей среды у Монтессори кажется простой и естественной. В ней должен быть упорядочен окружающий ребенка мир взрослой жизни и созданы безопасные условия для развития. Монтессори предполагала, что со взрослением ребенка и изменением главных задач должно изменяться и его подготовленное окружение. Как уже говорилось первой средой, отвечающей всем потребностям развития еще не рожденного малыша, становится его мать, потом эти функции перекладываются на дом. С трех лет, когда, как считает итальянский врач, может быть начато осознанное обучение, ребенок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог - и организатор среды, и ее неотъемлемая часть. А в среде продумано все и нет мелочей. Мебель - светлых тонов, легкая и подобрана так, чтобы детям всех возрастов было удобно. 
В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической последовательности и разделен на области: область упражнений в практической жизни, сенсорная область , область математического материала и область развития речи, иногда говорят и о естественнонаучной области. Каждая из этих областей имеет свое предназначение. Благодаря упражнениям в области практической жизни ребенок становится независимым, сенсорные упражнения позволяют развивать его интеллект. Значимость "сенсорных эталонов", как назвали часть материалов Монтессори, сегодня не оспаривает никто. Сенсорные материалы непосредственно связаны с математическими материалами и пособиями для развития речи. В этой дошкольной среде большинство материалов - заводского производства. Ведь очень важно, чтобы они привлекали ребенка, были эстетичны, точно выполнены и сделаны из природных материалов. Никто не подгоняет развитие детей, но в среде есть материал, который поможет им освоить все арифметические действия и производить их сначала с конкретным, например "золотым", материалом, а затем и с карточками. Обычно в Монтессори-группах есть небольшой живой уголок и уголок отдыха. Хорошо, если на участке удается организовать небольшой огород или цветник, за которым дети ухаживают сами. Словом, среда ограничивается группой и площадкой у детского сада. 
С 6 лет среда меняется. Теперь в ней в основном преобладают пособия, сделанные руками учителя. Это различные плакаты, серии карточного материала, заготовки для опытов и так далее. Хотя есть и заводской материал, в основном математический и для изучения языка. Происходит дальнейшее расширение окружения, в котором ребенок может удовлетворить свои образовательные потребности. В него включаются библиотеки, музеи, научные институты, в которых можно найти то, что интересует детей и удовлетворяет их жажду знаний. 

Монтессори-среда дома

Развивающую среду для детей до трех лет можно создать и дома. Конечно, ее эффект будет не столь полным по сравнению с профессионально созданной средой, но родителям важно помнить, что в этом возрастном промежутке ребенку важно побольше двигаться, изучать окружающие его вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции, - чтобы исследовать соотношение предметов разной величины, получить возможность их анализа и синтеза. Также следует помнить: чтобы не одергивать ребенка различными и бесконечными "нельзя", необходимо создать безопасные условия для его неутомимой исследовательской деятельности. Как-то одна мама пожаловалась, что ее маленький ребенок все время норовит залезть на подоконник. Это действительно опасно. Когда мы стали анализировать ситуацию, то оказалось, что мебель в комнате расставлена так, что ребенок легко залезает на диван, стоящий у окна. Так что первое и главное правило безопасной домашней среды - "Не провоцируйте ребенка, не ставьте свой диван у окна в его мир". 

О той, которая все придумала:

Мария Монтессори 
(1870-1952)

31 августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьярвалле (Charvalle) в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани родилась долгожданная дочь. Ее назвали Марией. 

Мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором было немало ученых. Она была для того времени весьма образованной женщиной, и всю жизнь, как могла, помогала дочери. Отец, напротив, довольно долго не одобрял желание дочери учиться. В строгой католической Италии второй половины 19 века женщине не обязательно было получать образование. Однако Мария с детства проявляла незаурядные способности. В 12 лет она, преодолев все преграды, была принята в техническую школу для юношей. Особые таланты проявились у нее в математике и естественных науках. Поэтому, когда пришло время делать профессиональный выбор, Мария Монтессори решила стать детским врачом. Однако в то время в Италии медицина была привилегией мужчин. Но преграды никогда не останавливали Марию. Она поступает на медицинский факультет Римского университета, и спустя пару лет получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину. В 26 лет она становится первой в Италии женщиной-врачом. 

Будучи студенткой университета, Монтессори активно выступала за социальные права женщин, стала одним из лидеров движения за равноправие женщин, и была выдвинута делегатом Международного конгресса женщин в Берлине. 

Работая ассистенткой врача в университетской клинике, М.Монтессори впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были изолированы от мира, предоставлены сами себе, и походили на пленников. Наблюдая за ними, врач Монтессори впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет отправным пунктом ее педагогической системы. 
Все глубже вникая в проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями, М.Монтессори изучает труды французских психиатров Э.Сегена и Г.Итара, переводит их труды. Она приходит к пониманию того, что проблемы этих детей - скорее педагогические, а не медицинские, и с такими детьми надо работать не в больнице, а в детских садах и школах. Это шло вразрез с общественной моралью. 

Но это было только начало. 

Мария Монтессори глубоко изучает педагогику, антропологию, психологию. В институте экспериментальной психологии при Римском университете она начинает вести свои научные исследования, сконцентрировав свое внимание на природных факторах и окружающей ребенка среде и на том, как они влияют на развитие умственных способностей детей. В это время у нее формируются основы ее будущей педагогической системы. 
В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу. Возглавила ее Мария Монтессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими.

В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Она работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою методику обучению письму и чтению. Ее открытие первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей сенсацией. 

6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», работа в котором была построена по принципам Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. С заботой и вниманием Мария Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. С необычайным терпением и упорством она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними. Она разрабатывает свои материалы. 

В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей. На нем обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран. 

Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой («Антропологическая педагогика»), а в 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которую сразу же перевели на 20 языков мира. 

В 1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс, куда приехали не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также Австралии, Африки, Индии, Китая, США, Канады. В этом же году состоялась первая поездка М.Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация (Montessori Educational Association). 
В этом же году России выходит книга Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» Вдохновленная поездкой в Италию,Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России монтессори-сад. 

В 1915 году в США в Сан-Франциско на международной выставке Мария Монтессори с блеском демонстрирует свой метод американцам в специально организованном классе за стеклом, который создали по ее проекту выставочном павильоне. 

Монтессори-движение растет и развивается по всему миру. 

В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI- Association Montessori-International), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа М.Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей.

Однако политика вскоре сама стала влиять на свободные школы Монтессори.

В России, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами.

Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году – в Индию, где вынужденно проведет с сыном семь долгих лет. Им, как представителям Италии – страны, которая во второй мировой войне поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны. М.Монтессори, отметив свое семидесятилетие, продолжает активную педагогическую деятельность. 

В Европу Мария Монтессори вернулась в возрасте 76 лет, сразу после войны. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы. 
Последние годы М.Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. 
В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук. 

6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвийк, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. 
С 1952 года AMI – Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монессори-педагогики. 
После его смерти в (февраль 1982 года) президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. 
Она возглавляет AMI в настоящее время. 

Заповеди Марии Монтессори

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Группы «Вместе с мамой»  для детей от 0 месяцев до 3 лет

Монтессори-среда для детей от 8-ми месяцев до 3 лет максимально отвечает потребностям малышей этого возраста. Так как создана путем длительных наблюдений за детьми этого возраста и  основана на базе последних научных достижений в области детской антропологии, психологии, знаниях о сензитивных периодах (периоды, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам).
 
     
Ребенок, регулярно посещающий  Монтессори-среду:
  •  учится прислушиваться к себе;
  •  учится делать выбор и нести за него ответственность;
  •  становится более усидчивым;
  •  становится более адаптивным в социуме;
  •  становится более самостоятельным;
  •  развивает потребность в законченности деятельности;
  •  развивает эмпатичность  (понимание и сочувствие другому)  и др.

Особенности среды от 8-ми месяцев до 3 лет

Монтессори-группа до 3 лет – это группа "Вместе с мамой". Ведь именно в этот момент мама и ребёнок составляют единое целое на физическом, психологическом иинтеллектуальном уровнях. Мама обязательно нужна рядом, так как в этом возрасте выражена потребность малыша в безопасности. 
     С другой стороны, как только малыш начинает самостоятельно передвигаться, он стремится исследовать мир вокруг себя, развиваясь таким образом. Стремление к саморазвитию – это то, что заложено природой  в каждом ребёнке с рождения! И поэтому необходимо давать малышу свободу для познания.  
Для этого идеально подходит специально подготовленная среда Монтессори. Почему?
Во-первых, Монтессори  среда безопасна, и мама может не говорить малышу «нельзя», ограничивая его свободу. В среде Монтессори все устроено так, что ребенок свободен и не может навредить себе.

Во-вторых, в среде Монтессори все приспособлено для самостоятельной деятельности ребенка. Он сам выбирает себе работу и, как ни странно, сам ее выполняет. А мама рядом  внимательно наблюдает со стороны. Если ребенок попросит о помощи, мама поможет. Девиз системы Мон-тессори: «Помоги мне сделать это самому!», оказание помощи ровно настолько, насколько ребёнок нуждается в ней, развивает в нём уверенность в своих силах. Собственный выбор ребёнка позволяет ему оставаться в контакте с собой, понимать, чем в данный момент он готов и хочет заниматься – именно этот момент учит его принимать самостоятельные решения,  развивает самостоятельность и  инициативность.

В-третьих, среда Монтессори построена таким образом, что  ребенок может реализовать развитие всех своих сензитивных периодов, ничего не пропустив. 
Потому что малыш, свободно передвигаясь в специально подготовленной среде, выбирает то, что ему необходимо,
ощущая свои внутренние потребности и желания. Если ребёнок занимается той деятельностью, которая соответствует его сензитивному периоду – это значит, что она по-настоящему увлекает его, и мы можем видеть высокую концентрацию и успех от деятельности. Успех поддерживает познавательный интерес ребёнка,формирует его позитивную самооценку. А секрет успеха обусловлен готовностью  ментальной, психоэмоциональной и  физической сфер малыша освоить навык, понятие, заложенные в выбранной деятельности. 
В-четвертых, у каждого ребенка свой темп развития и познания окружающего мира - так уж распорядилась природа. Среда Монтессори в полной мере даёт возможность учесть индивидуальный темп каждого ребёнка. Малыш может заниматься с выбранным материалом столько времени, сколько ему необходимо. 
Никто не вправе поторапливать его. Этим мы можем навредить: разрушая концентрацию, мы препятствуем развитию усидчивости. Ребенок сам чувствует, сколько времени он будет заниматься определенной деятельностью, в какой момент сменит её. Этоспособствует развитию саморегуляции.
В-пятых, благодаря принципу разновозрастности детей в Монтессори-группе, ребенок получает ценный опыт общения с детьми, как старше себя, так и младше. В Монтессори-группе педагог никогда не будет разрешать конфликт за детей, разводя их в сторону и давая оценки. Монтессори-педагог будет учить детей делать это самостоятельно. Именно поэтому дети Монтессори-групп более адаптивны.
 

Роль Монтессори-педагога

Помня о том, какие задачи по развитию личности ставит перед собой Монтессори-система (развитие инициативности, самостоятельности, уверенности, умение делать выбор и нести за него ответственность и др.), понятно, почему в группах - «нулёвочках» должны работать специалисты в области психологии детства. Именно знания особенностей психоэмоционального развития ребёнка, основных этапов формирования его личности, владение практическими навыками коррекции детского поведения, детско-родительских отношений в полной мере позволяет реализовать задачи Монтессори-системы.  
 

Группы «Я САМ» (Тоддлеры)

Монтессори группа «Я Сам» (Тодлеры) для детей до 3 лет  является важным переходным этапом. Опыт работы Монтессори-группы «Я Сам» показал свою эффективность в  адаптации ребенка к следующей ступени – Монтессори-среде для детей от 3 до 6 лет, а далее – к детскому саду.
Посещение данной группы позволяет Монтессори-педагогам более точно увидеть степень социальной и психологической готовности ребенка для перехода на следующую ступень – в среду Монтессори для детей от 3 до 6 лет, в детский сад, и своевременно вместе с родителями начать работу в нужном направлении.

     Ребенок, занимающийся в группе «Я сам» становится более:
  •  самостоятельным;
  •  решительным (в выборе материала, в отстаивании своих интересов);
  •  ответственным;
  •  упорядоченным;
  •  инициативным; 
  •  последовательным;
  •  совершенствуется в овладении навыков.

Переход в данную группу происходит только по рекомендации Монтессори-педагога группы 0-3. При решении о переходе педагог учитывает ряд критериев, основной из которых – готовность ребенка отпустить маму. 

Монтессори-группа для детей от 3 до 6 лет

В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно образу Марии Монтессори, является Строителем самого себя.

Это очень важный период. Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензитивных периодов в его развитии - речевого, сенсорного, социального, двигательного, формирование элементов математических представлений. К примеру, в это время при благоприятных условиях развитие органов чувств может достигнуть предела человеческих возможностей. Естественно, что наиболее подходящие условия для развития ребенка в этом возрасте предоставляет «подготовленная среда» Монтессори-класса.

Ребенок, занимающийся в Монтессори-среде 3-6:

  • Становится самостоятельным и независимым в уходе за собой, появляется самостоятельность в суждениях.
  • Способен контролировать себя и слышать свои потребности, желания и чувства, способенотстаивать свои интересы.
  • Развивает в себе такие качества, как: ответственность, терпимость, умение конструктивно решать конфликты, умение работать в паре, лидерский потенциал.
  • Стремится к знаниям, ему интересно узнавать новое, нарабатывать навыки и умения и учить этому других.
  • Учится читать, готовит руку к письму, знакомится с математикой, грамматикой, ботаникой, зоологией, анатомией, географией, астрономией, физикой, историей, обществоведением, тренирует органы чувств (зрение, осязание, вкус, обоняние, слух), развивает творческие способности в соответствии со своим темпом познания и интереса.

Особенности Монтессори-среды 3-6

Монтессори-среда отвечает основным принципам, среди которых – простота, доступность, наглядность, возможность самостоятельного контроля ошибок,

безопасность. Так, даже малыши-трехлетки, приходящие на занятия без мам, могут свободно достать с полки любой материал – это либо подносик с удобными ручками, либо отдельные предметы, которые всегда может взять и нести малыш. В каждом Монтессори материале заложена прямая цель и всегда есть много косвенных задач. Зачастую в развивающих игрушках присутствуют две-три основных задачи: подбери по цвету, форме, размеру одновременно. Однако такой подход сложен для ребенка, может отпугнуть его и лишить уверенности в своей успешности. Монтессори-метод – метод научной педагогики – он  учитывает все возрастные особенности восприятия, памяти, внимания, мышления детей, именно поэтому  построен на постепенном, пошаговом усложнении задач. 
     Рассмотрим на примере: просто ли малышу самостоятельно застегнуть пуговки на рубашке? Да почти невозможно! А теперь представьте: пуговицы размером с пятирублевую монету  – их удобно захватить еще не ловкими пальчиками, и за педагогом пошагово расстегнуть и застегнуть четыре пуговки на большой и удобной рамке-застежке (специальный Монтессори-материал, обучающий ребёнка навыку расстегивания-застёгивания пуговиц). Видели бы вы счастливые глазки малыша, который с восьмой попытки добивается успеха! Позже он возьмет рамку с пуговками помельче –усложнение задачи, потом еще мельче, и вот – ура! – он сам застегнул свою рубашку! И самое главное в этом – даже не то, что малыш овладел навыком, важнее нарастающее чувство самостоятельности и автономности от взрослого,приобретение уверенности в собственных силах, чувства "я могу"! 
 
А как насчет четырехлетнего малыша, который (которая) спокойно и уверенно обходится с утюгом, проглаживая вклассе салфетки, которые ребята используют и даже стирают на занятии? 

 

А вот пример совсем из другой сферы, из математики. Всем деткам нравится строить. Вот и наши малыши часто берут штанги,которые лежат в зоне математики (счет до 10) и для удобства счета раскрашены в два цвета. Можно их считать, можно сравнивать, можно строить.

Вот строим, мы строим что-то, и вдруг к малышу 4-5 лет приходит озарение: штанга шесть – это три, и еще три! Так, с помощью простых и наглядных штанг, в совсем юном возрасте наши детки усваивают состав числа, с которым часто бывает столько проблем в школе…

Для ребят постарше усложняются и задачи. Как, например, сосчитать пример на сложение из трех, четырехзначных чисел?
 Думаете, надо изучать математику несколько лет? В Монтессори-среде это делают детки с помощью специальных карт – это цифры, записанные по разрядам, до тысяч. Знаешь, как сложить три и четыре – значит, сможешь сложить и 3 и 4 тысячи. Не знаешь – пойди к «золотому» материалу и набери эти тысячи в поднос, и все получится.

     Почти в каждом материале Монтессори возможен самостоятельный 
контроль ошибок. Таково их устройство.     
     Вам сразу видно расстегнутую пуговку? Ребенку – нет. Поэтому педагог в конце презентации материала показывает малышу, как можно раздвинуть ручками полочки рамки-застежки, чтобы увидеть, все ли пуговицы застегнуты. Позже ребенок делает это сам. 

     Строим «коричневую лестницу» - самой тонкой призмой всегда можно проверить,  правильно ли мы построили. 
У всех материалов по подбору пары есть цветные меточки, помогающие ребенку увидеть, правильно ли он подобрал пары. Насколько это важно ребенку? Вспомните ощущения школьной контрольной. Ошибка, обнаруженная учителем – помните ощущение? А ошибка, увиденная вами самими при проверке своей работы? Совсем другое…

Мы учим малышей ровному отношению к ошибкам. Отношению, когда малыш видит не только то, что именно он сделал не так, но и что нужно, чтобы это исправить. И он пробует снова. И рано или поздно добивается успеха – а это так важно в формировании позитивной самооценки ребёнка. Этот принцип используется не только в сенсорныхматериалах. Старшие дети, занимающиеся чтением или математикой, тоже сами проверяют себя проверочными картами (чтение) или таблицами (математика).

Как же можно уместить  такие разные материалы в одном классе? Об этом подумала еще сама Мария Монтессори более 100 лет назад.
     

Монтессори-среда от 3-х до 6 лет имеет четкую логику построения, содержит все необходимые материалы, отвечающие потребностям детей этого возраста, и состоит из следующих областей развития:

Упражнения практической жизни

     Упражнения практической жизни имеют особое значение для маленьких детей. В зоне УПЖ расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Условием подбора материалов является ясное понимание ребенком цели своей деятельности. Ребенок учится самостоятельно одеваться (используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки)); аккуратно пересыпать и
 переливать, мыть посуду, зеркала, стирать и гладить настоящим утюгом, делать салаты (чистить, резать, тереть овощи), колоть орехи, резать хлеб,  даже чистить обувь и полировать серебро. 
     Овладение навыками практической жизни дает ребенку возможность быть самостоятельным и независимым, приносит ему большую радость и глубокое удовлетворение от собственной деятельности, развивает уверенность в себе. 
     Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:
  •  способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;
  •  развивают чувство ответственности, умение доводить начатое до конца; 
  •  координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;
  •  приобретая навыки практической повседневной деятельности, дети развивают внимание и способность концентрированно работать;
  •  В процессе этой деятельности дети учатся самостоятельно заботиться о себе (одеваться, раздеваться, мыть руки, причесываться, чистить обувь, переливать воду, пересыпать сыпучие материалы, пользоваться пипеткой, пинцетом, ножницами, ножом и т.д.).
  •  Они учатся заботиться об окружающей среде, о помещении, в котором находятся (подметать, вытирать пыль, мыть стол, стирать, мыть посуду и т.д.), а также выполняют комплекс специальных упражнений на развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

 Зона сенсорного развития

 Значение сенсорного развития в этом возрасте огромно. В этой области малыш учится использовать свои чувства при изучении окружающего мира - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение (цветные таблички, материалы для различения размеров и формы и т.д.), осязание (доски для ощупывания, набор лоскутков тканей и др.), вкус (вкусовые баночки и др.), обоняние (коробочки с запахами и др.), слух (шумящие коробочки, звоночки, музыкальные инструменты и т.д.), а также, имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, развить мускульную память. Развитые до совершенства умения осознанно воспринимать подобные ощущения дают возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо одном из них. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей. 
Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. 

 

Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок освоил порядковый счет в пределах 10000, познакомился с математическими символами (цифрами), научился сопоставлять количество и символы, получил представление о десятичной системе и разрядах, научился выполнять математические действия: сложение, вычитание, умножение, деление с четырехзначными числами, познакомился с квадратом числа, с дробями и действиями с ними. Но сколько из всего перечисленного освоит ребёнок, находясь в Монтессори среде, зависит от его индивидуального темпа познания. Монтессори педагог никогда не будет подгонять ребёнка, стремясь "дать" как можно раньше и как можно больше, главное  - сохранить у малыша удовольствие от обучения!  

 

Зона развития языка

Малышу, как носителю языка, необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. В данной зоне идет работа по моторной подготовке к письму, работа на развитие фонетического слуха, обучение письму и чтению и т.д. Здесь ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами и освоить их написание. Обучение написанию букв достаточно длительный процесс: обводя пальчиком шершавые буквы, сначала ребёнок пишет их на манной крупе, позже - на доске мелом, далее – простым карандашом и, наконец, ручкой. И это принципиально важный момент! Чтобы понять, почему именно так, достаточно вспомнить собственные ощущения в момент, когда написано уже столько текста в тетради и вдруг  - помарка!, которую уже невозможно устранить, так как след от шариковой ручки не поддаётся устранению – и вот такая длительная трудоёмкая работа испорчена всего лишь парой помарок! Так легко исправить ошибку, когда пишешь на манке - нужно лишь встряхнуть её; также легко стереть влажной тряпочкой мел или простой карандаш ластиком.Возможность легко и быстро исправить ошибку создаёт у ребёнка ресурс для работы, исключает появление чувства неудачи и собственной неуспешности.  Это и есть одно из составляющих формирования позитивной самооценки.

Зона космоса

Космос с точки зрения Марии Монтессори – вся окружающая нас Вселенная. В этой зоне малыш может научиться отличать живую природу от неживой, насекомых от паукообразных, домашних животных от диких; узнает, что находится внутри человека и послушает в фонендоскоп своё сердечко, проведет самые настоящие опыты, чтобы понять, что камень или металл – тонет, а дерево – нет, но зато оно горит! Соберет из пазлов карту мира, попробует запустить вулкан или горную речку. И главное, что дает ребенку работа в этой зоне – понятие о том, что все в мире взаимосвязано и у каждого живого существа в мире есть своя роль. Много материалов может быть в зоне космоса –  она очень подвижна в комплектации. Количество и содержание материалов зоны космоса определяет педагог группы, основываясь на интересах детей, посещающих занятия. 

 

 

Ваш ребёнок говорит вам: "Нет!"

Если Ваш ребёнок сказал Вам "НЕТ" - уважайте его " НЕТ"! Будьте уверены в том, что НЕТ ничего предосудительного, если Ваш ребёнок не согласился с Вами...

 

© Областной Центр Развития и Здоровья «Логика» - 2012-2016